1 апреля 2009

Юрий Домбровский: «Я не пожелал бы России всего трех операторов 3G»|Финанс

Юрий Анатольевич, «Tele2 Россия» собирается участвовать в гонке 3G?
- У Tele2 пока нет российской лицензии на 3G. Могу высказаться, как представитель АРОС. Региональным операторам принадлежит существенная доля рынка - около 30 млн абонентов. Операторы работают в диапазонах GSM, но не имеют лицензий на 3G. И это неправильно. Сейчас ясно, что GSM-900 и -1800 изживут себя через несколько лет. Лицензии 3G есть пока только у «Большой тройки». Для конкурентного рынка трех операторов недостаточно. Поэтому Ассоциация добивается появления еще одной лицензии 3G, которая распределялась бы на конкурсной основе с условием возможности последующего предоставления услуг 3G именно региональными операторами для уже существующих у них абонентов.
На Западе уже есть опыт, когда один диапазон используется несколькими операторами. Это называется network sharing. Например, Tele2 получила лицензию и начала строительство сети 3G в Швеции. Территория большая, и хотя в финансовом плане годы были благополучнее, Tele2 предложила своему конкуренту TeliaSonera «разделить» сеть. Расходы поделили пополам, и сейчас каждая компания эксплуатирует сеть как виртуальный оператор. Свежая новость: 15 апреля появился пресс-релиз о том, что Tele2 и Telenor приступили к совместному разворачиванию сети 4G в Швеции, основываясь на том же принципе network sharing.
Несколько недель назад в России была законодательно принята модель виртуального оператора. Это большое достижение, которое открывает много возможностей для сетей 3G, в том числе для создания конкурентоспособного рынка. Я не пожелал бы России всего трех операторов 3G.

Почему вы считаете, что на конкурентном рынке должно быть не менее трех участников?
- По теории коалиционных экономических игр, троим очень легко сговориться. Уже четверым - гораздо сложнее. Для рыночной конкуренции необходимо не менее четырех-пяти игроков.

Какие существуют проблемы распределения частотного спектра между операторами?
- Диапазон в спектре должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить надлежащее качество связи. Это одна из причин, почему в каждом стандарте может работать не так много операторов. Другое дело, что в выделенном диапазоне часто действуют старые радиосредства, например, забытые всеми радиорелейные линии предприятий. Они создают помехи для базовых станций. Приходится договариваться с владельцами этих линий. Например, в Ростовской области Tele2 столкнулась с тем, что в диапазоне находились устаревшие радиорелейные линии одного из элеваторов. Путем обсуждений компании договорились об установке более современных средств. С подобным операторы сталкиваются достаточно часто, например. Tele2 - в 30% регионов. На решение уходит значительное время и другие ресурсы компании.

Почему АРОС возражала против покупки «Системой» «Скайлинка»?
- Эта сделка - антиконкурентная. Пару лет назад Минсвязи пришло к выводу, что во многих регионах «Большой тройки» недостаточно для обеспечения здоровой конкуренции. В регионах были объявлены конкурсы на новые GSM-лицензии. По условиям, в них могли участвовать только те операторы, которые не имели в данном регионе лицензии разыгрываемого спектра. Выиграл «Скайлинк». Если бы сделка состоялась, МТС все же получила бы лицензии косвенным путем. «Двойная порция» частотного ресурса стала бы ощутимым конкурентным преимуществом перед другими федеральными операторами.

Какие изменения телекоммуникационного законодательства в 2008 году вы считаете наиболее значимыми?
- Только закончилась реорганизация профильного министерства и его служб. Как любая реорганизация, для операторов она означала приостановление процессов согласования. Хотя это уже третья реорганизация с середины 2007 года, и наиболее мягкая. Осенью было принято принципиальное решение о коррекции действующего отраслевого законодательства, для чего созданы рабочие группы. К концу 2008-го появились первые проекты, в апреле им будет дан ход.
В самом конце 2008 года появился долгожданный приказ, регламентирующий лицензирование деятельности виртуальных MVNO-операторов. Развитая за рубежом бизнес-модель наконец получила права гражданства и в России. Нет сомнения, что она сыграет свою роль при развертывании сетей мобильной связи новых поколений, требующих значительных инвестиций.
Положительное влияние на операторскую деятельность окажут новые редакции межотраслевых законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (декабрь-2008) и «Об обеспечении единства измерений» (июнь-2008). Последним документом ГКРЧ отменила «привязку» своих разрешений к конкретному виду и производителю телекоммуникационного оборудования.
Неблагоприятно на рынок влияет документ, утвержденный новым Минкомсвязи в сентябре, - «Порядок представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания». Речь идет об отчислениях в размере 1,2% с оборота всех операторов в фонд оплаты универсальной услуги - телефонной связи и интернет-доступа. Тяжелое бремя, тем более, сейчас, когда у многих компаний ухудшилось финансовое положение. Прибыли нет, а отчисления приходится делать.

Платежи излишни?
- Проблема универсальной услуги во многом решена. На момент публикации положения насчитывалось около 40 тыс. населенных пунктов, в которых отсутствовала телефонная связь, и тем более интернет-доступ. Теперь большая часть этих пунктов обеспечена универсальной услугой. Там может не быть фиксированной связи, но зачастую уже есть сотовая, и жители охотно ею пользуются. Закон же требует тратить деньги и устанавливать дорогой спутниковый таксофон.

Возможно, им выгоднее пользоваться.
- Недавно анализировались затраты населения на сотовую связь, и отдельно оценивалось сельское население. В среднем в регионах абоненты платят 200 рублей в месяц. В сельской местности - 70-80 рублей. Причем эти деньги люди вносят двумя-тремя платежами. Меньших сумм и представить себе нельзя. Минута исходящего звонка стоит 80-90 копеек, а входящие - бесплатны. Не думаю, что найдется таксофон с таким тарифом. Кроме того, в сельской местности есть категория абонентов, которые вообще не платят, а лишь принимают звонки от своих городских родственников, - пожилые люди. Им удобнее пользоваться сотовой связью.

Какие законодательные перемены ожидаете в 2009 году?
- Уведомительная регистрация сети сэкономит инвестиции операторам и будет на руку абонентам. Меньше затраты - ниже цены. Важный момент - взаимодействие операторов, в частности, проблема присоединения сетей. Контролирующие рынок федеральные игроки могут отказываться присоединять своих локальных конкурентов, ссылаясь на технические причины. В итоге абоненты регионального оператора не могут звонить абонентам, к примеру, «Билайна».
В 90-х годах у сотовиков были подобные проблемы с компаниями «Связьинвеста». В 1994-1995 годах, когда я был директором сотового оператора в Ростове, местная «Электросвязь» выдала такие технические условия на присоединение, при которых мы должны были проложить километры канализации. Тогда нам помог антимонопольный комитет. Впоследствии присоединение операторов сделали экономически выгодным - ввели платежи за транзит трафика, и проблема исчезла.
Сейчас Минкомсвязи разрабатывает законодательные положения об обязательном подключении сетей. На Западе подобные моменты регулируются антимонопольным законодательством.

Что еще интересного будет в 2009 году?
- Нас тревожат законодательные ограничения для платежных систем, принятые Госдумой в третьем чтении 25 марта и не пропущенные Советом федерации 7 апреля. Совет возразил против легализации агентской схемы приема платежей. Идет мощное лоббирование интересов банков. Если будет принято положение, что владельцем платежных систем могут быть только финансовые организации, то все платежные терминалы моментально станут нелегальными. А у региональных операторов более 80% абонентских платежей идет через терминалы. Для нас не играет большой роли, кто будет собственником. Но мы боимся перебоев в работе систем и монополизации этого рынка.

Почему Tele2 проиграла конкурс в Армении?
- Информационная политика компании не позволяет ответить на этот вопрос. Могу сказать, что сейчас инвестиции, обещанные победителем, кажутся неоправданными (France Telecom предложила за GSM-лицензию 51,5 млн евро - «Ф.»). Слишком велик срок окупаемости проекта.

У вас есть магистральный оператор?
- Нет. В каждом регионе проводится тендер, выбор делается по критерию цена/качество.

Собираетесь строить собственную магистраль или хотя бы фрагменты?
- Не могу комментировать этот вопрос. Мы всегда принимаем решения, исходя из экономической целесообразности, и гипотетически нельзя исключать такой возможности. Но хочу отметить, что в результате работы Минсвязи рынок магистральных сетей стал более конкурентным, это положительно сказывается на качестве и ценах.

Расскажите о планах компании на 2009 год.
- По итогам 2008 года у Tele2 было 10,4 млн абонентов. Рассчитываем, что в первом полугодии их число приблизится к 11 млн человек. В 2009-2010 годах будут запущены сети в 18 регионах (сейчас мы присутствуем в 17-ти, из них до 12 сетей будет введено в эксплуатацию в этом году.

Где берете деньги на развитие? Какова структура задолженности российского Tele2?
- «Tele2 Россия» имеет долги только перед материнской компанией. У группы Tele2 в целом долги невысокие. В течение 2007-2008 годов проводилась трансформация бизнеса, продавались отдельные операции, рентабельность которых была ниже определенной компанией нормы. Высвобождаемые средства, а также прибыль, которую создает компания, направлялись на развитие бизнеса, в том числе в России.

Беседовала Наталья Анищук